Вы находитесь на старом сайте Школы гражданских коммуникаций. Новый сайт Школы находится по адресу http://school.sibirp.ru/.
Проект Института Развития Прессы-Сибирь
Школа гражданских коммуникацийШкола гражданских коммуникаций
На главную
Обратная связь
Содержание сайта
Главная / Дневник проекта /
Новые медиа уже играют на одном поле с традиционными, но по другим правилам
А «остальное, − как говорят авторы сайта TBD, − будет подлежать уточнению». Автор этого поста − наш старый знакомый, Стив Баттри (Steve Buttry). В декабре 2008 года он участвовал в конференции «20 лет спустя: от свободного слова – к новым медиа», которая проходила в Барнауле в рамках Школы гражданских коммуникаций. Тогда он работал консультантом по инновациям в компании «Газетт коммьюникейшнс». Сейчас у него новая, не менее инновационная, работа: сегодня он один из создателей и директор по взаимодействию с сообществом интернет-ресурса TBD.

Международная конференция «20 лет спустя: от свободы слова — к новым медиа». Фото: Дмитрий Никитин.

Аббревиатура TBD (по-английски — to be determined) означает «подлежит уточнению». Редакторы сайта так объясняют предназначение своего ресурса: он «никогда не будет предлагать готовый продукт, в отличие от газет и телекомпаний. Вместо этого он будет сообщать ответы на ключевые вопросы о событиях, развивающихся в реальном времени, «а остальное будет подлежать уточнению».

Несколько цитат из поста Стива Баттри, в котором он полемизирует с группой ученых, обнародовавших исследование о достоинствах и недостатках традиционной и «гражданской» журналистик. Читайте, спорьте, или соглашайтесьJ))

«Ученые, ищущие ответ на вопрос, заменит ли гражданская журналистика традиционную! Позвольте сэкономить ваше время: она ее не заменит. Она и не пытается. Это и не нужно.

Журналистика никогда не была, не является сейчас и не должна никогда стать «антагонистической игрой», в которой кто-то обязательно выигрывает, а кто-то проигрывает.

<…> Как и в исследовании медиа Балтимора, проведенном ранее в текущем году в рамках того же проекта, в данном исследовании была сделана попытка измерить новые медиа старым аршином. Что из этого может получиться, угадайте сами.

Так вышло и на этот раз. «Гражданские сайты – даже самые лучшие – ни в коем случае не могут заменить традиционные новости или стать для них значимым дополнением, – такой вывод сделали исследователи. – Многие из них предлагают замечательный контент и оказывают важную помощь своим сообществам. Но без контента традиционных новостных сайтов ни в одном городе не было бы сопоставимого освещения событий».

Я не хочу разбирать это исследование «по косточкам», как сделал это с исследованием о медиа Балтимора. Однако упомяну три его серьезные проблемы:

1.               Как и любое научное исследование новых медиа, это исследование устарело уже в тот момент, когда был опубликован отчет о нем. Его авторы изучали только «гражданские сайты» и поэтому не отразили одно из самых важных событий, произошедших недавно в сфере медиа: запуск в прошлом и этом году таких профессиональных новостных сайтов, как Bay Citizen, Civil Beat и California Watch (конечно, TBD тогда еще не запустил свой проект, поэтому мы тоже не могли быть включены в исследование). Даже если вы согласны с предпосылками исследования (о том, почему они так неверны, я скажу ниже), для вас был бы актуальным вопрос не о том, заменит ли гражданская журналистика традиционные медиа, а о том, вытеснит ли старые медиа какая-то комбинация гражданских журналистов и новых профессиональных организаций. Это не значит, что исследование не получилось, но в отчете о нем это огромное событие в сфере общественных медиа должно было быть отражено.

2.               Как и в исследовании о медиа Балтимора, в новом исследовании не уделяется внимание гражданам, использующим Twitter, источник новостей, который слишком значим для того, чтобы его игнорировать. Ни в одном из отчетов об этом исследовании, присланных мне Даффи, Твиттер не упоминается. Авторы отчета придираются к «гражданским сайтам» за то, что сообщения на них появляются не каждый день, отмечая, что традиционные медиа более «оперативны». Ну, если оперативность для вас важна, но вы игнорируете гражданские медиа, которые обычно более оперативны, чем традиционные, то вы явно склоняете чашу весов в пользу «старичков».

3.               Самое важное (кроме неверных предпосылок) – это то, что для всех 46 городов в исследовании упоминается намного больше традиционных медиа, чем гражданских сайтов. Сравните профессиональную новостную редакцию, в которой несколько десятков сотрудников, с одним человеком, который ведет блог в свободное время, или даже с горсткой людей, которые ведут блоги в свободное время, и большая редакция победит, даже если она несет потери из-за многочисленных поглощений и увольнений. На 46 медиарынках, выбранных для исследования, ученые изучили деятельность 187 сайтов традиционных медиа и 152 гражданских новостных сайтов и гражданских блогов. Вклад блогов и гражданских журналистов в новостную экосистему (мне нравится эта фраза, которую использовали авторы исследования о медиа Балтимора, даже если они ее не понимали) не может быть оценен на основе изучения трех-четырех блогов. Участниками сетевого сообщества TBD уже стали 96 блогов и новостных сайтов, и мы знаем о существовании еще десятков подобных ресурсов. Для того чтобы измерить вклад гражданской журналистики в Вашингтоне и его окрестностях, вам необходимо исследовать десятки, если не сотни, сайтов и блогов. А если вы хотите узнать, могут ли граждане «заменить» старые медиа, вам необходимо видеть все, что делают эти граждане. В известном клише яблоки сравниваются с апельсинами. А вы в этом случае сравниваете яблоки скорее с виноградом. Виноградина никогда не заменит яблоко. Но целая гроздь винограда может быть даже питательнее яблока, хотя яблоки используют для приготовления пирога, а виноград – для вина. Так вот, эти ученые не исследовали все гроздья винограда, которые есть в каждом большом городе.

<…> Они смотрят на перемены в масс-медиа, ориентированные на будущее, взглядом, обращенным в прошлое. Проводя такое исследование, вы просто никогда не получите значимых результатов.

Основная предпосылка «заменяльщиков» состоит в том (хотя они не говорят об этом так прямо), что старые медиа являются образцом демократии, который необходимо сохранить или заменить абсолютным аналогом – или мы погрузимся в хаос. Но правда состоит в том, что масс-медиа всегда развивались и никогда не были совершенными.

<…> Все медиа, за некоторыми исключениями (они всегда примечательны и смелы), всегда были такими же расистскими, сексистскими и материалистичными, как и общество, жизнь которого они освещали.

<…> Масс-медиа играют в обществе важную роль, но играют ее всегда с изъянами. И не говорите мне, что бум вакансий в редакциях в 1980-х годах был связан только с наймом «сторожевых псов». Я работал в редакциях все это время. Мы выполняли функцию «сторожевых псов» и делали это со всей серьезностью, но мы упускали многие скандалы и противоправные действия и освещали массу тривиальных и скучных событий.

<…> Я не знаю, во что превратится гражданская журналистика или новые профессиональные медиа, но я знаю, что сейчас мы наблюдаем возрождение медиа, ценность которого нельзя измерять меркой несовершенных медиа, которые постоянно отказывались от инноваций.

Эти исследования бессмысленны – все равно что выяснять, не будут ли вместо скачек проводиться автомобильные гонки. Популярность скачек падает, а автогонок – растет, но ни о какой замене одного другим речь не идет. Медийная революция, которую мы сейчас переживаем и наблюдаем, не является попыткой заменить старого квотербека новым (кстати, это событие большинство традиционных СМИ осветило бы полнее, чем один из случаев, о котором вы бы писали как «сторожевой пес»).1 

Я надеюсь, что кто-нибудь проведет достойное исследование новых медиа и функций, которые они выполняют. Только не измеряйте будущее меркой из прошлого».

_________________

[1] Квотербек (QB) (англ. Quarterback) — позиция игрока команды нападения в американском и канадском футболе (Википедия). 

Источник: http://stevebuttry.wordpress.com/2010/07/15/academics-measure-new-media-again-by-old-media-yardstick/

Комментарии

Вход для участников:

E-mail:
Пароль:

Инструкции для участников:

20.02.2017 г. Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так» внесен в Реестр НКО, выполняющих функцию иностранных агентов.

Фонд «Так-так-так» (как регистрант сайта sibirp.ru) обязан размещать этот комментарий, исполняя требование существующего законодательства, но заявляет, что считает решение Минюста необоснованным и оспаривает его в суде.

МартДизайн
Сделано в Cтудии МартДизайн
USSN: 5–365–17–08022005
Rambler's Top100
ООО «Институт развития прессы-Сибирь» © 2017
© Фонд Так-так-так
Об использовании материалов
Адрес: 630087, г. Новосибирск, проспект К. Маркса, 30, офис 609.
Почтовый адрес: 630073, г. Новосибирск, а/я 207.
Телефон: (383) 346–50–10
E-mail: sibirp@sibirp.ru