Вы находитесь на старом сайте Школы гражданских коммуникаций. Новый сайт Школы находится по адресу http://school.sibirp.ru/.
Проект Института Развития Прессы-Сибирь
Школа гражданских коммуникацийШкола гражданских коммуникаций
На главную
Обратная связь
Содержание сайта
Главная / Дневник проекта /
Колумнистика как вымирающий жанр?
Оксана Константинова, 05 February
Модуль: Развитие сетевых сообществ
Роль: Журналист
Блок: Рефлексия, аналитика
Завели мы на форуме конференции на темы «Колумнистика» и «Колонка редактора» и… попали в тупик… Я вспомнила было Олега Захарова, приглашённого на сайт ИРП «Сибирь» в качестве колумниста с темой о гражданской журналистике. И что – много ль отзывов было? Риторический вопрос. Вспомнила себя, когда меня в сентябре 2009 года вытащил на форум в Профи Андрей Глебов. Было у меня масса вопросов, с которыми я и хотела обратиться к более опытным коллегам. Хотелось узнать, а как там, в других регионах существуют, выживают районки? Как общаются, встречаются, учатся? Пришлось и постонать, и пожаловаться, и покричать. Но уж никак не ожидала, что во всей России так сильно зажаты наши журналисты. И медийные ресурсы. В результате получилось, что мне, закованной всякими договорами в цепи кованные, пришлось кому сопли утирать, в кого веру вселять, кому-то объяснять: учись видеть позитив, звёзды, а не решетку, у тебя есть возможность выезжать и учиться!

Ответить на комментарий

Виктор Юкечев, 07.02.2010 01:17 пишет:
Если «колумн» (column) – это vip-колонка такая, то кто такие «колумнисты»?

Прежде чем продолжить затеянный вами разговор о колумнистике, о том, почему её нет в местных газетах, и о том, нужна ли она там вообще, советую ознакомиться с относительно небольшой статьей главного редактора журнала «Знамя» Сергея Чупринина в жанре «слово о словах». Привожу её здесь, а не обхожусь просто ссылкой на неё, чтобы потом прямо по тексту и поспорить. (Далее выделения и разбивка на абзацы мои – В.Ю.).

Говоря о колонке (от англ. column – колонка), имеют в виду рубрику, закрепленную в газете либо в журнале за тем или иным постоянным автором, а под колумнистикой, в отличие от других форм эссеистики, понимают авторские высказывания по злободневным (и не только) темам, с определенной регулярностью появляющиеся в одном и том же издании и размещающиеся, как правило, в одном и том же месте очередного газетного (или журнального) выпуска.

Судя по отечественной практиике, сложившейся еще в 1990-е годы, когда сам этот термин приобрел права гражданства в русском языке, можно выделить три основных типа колумнистов.

1. В первом случае это публичные знаменитости, как правило, не владеющие специальными познаниями в той области, о которых они высказываются, но располагающие, по мнению редакции, кредитом доверия у публики; в силу чего их высказывания — по оценке теоретика журналистики С.А.Михайлова — “читаются и публикуются из-за имени, а не из-за того, что они говорят” (наряду с политиками, телевизионными звездами или звездами шоу-бизнеса, являющимися у нас, как известно, авторитетами в любой сфере, в этой роли часто оказываются и достойные писатели, когда они неосторожно соглашаются говорить не о литературе, а о политике, экономике, праве и т.п.).
2. Во втором случае обязанности колумнистов исполняют присяжные остроумцы и/или авторы, обладающие опознаваемо ярким стилем и талантом занимательно говорить обо всем на свете и даже как бы ни о чем (таковы Александр Генис, Евгений Попов, Евгений Рейн, Виктор Шендерович или – наиболее выразительный пример — Лев Рубинштейн, какое-то время работавший в газете “Коммерсантъ”, а затем ставший своего рода классиком разговорного жанра сначала в журнале “Итоги”, а затем в “Еженедельном журнале”).
3. И наконец в третьем случае, на роль колумнистов приглашаются признанные специалисты, эксперты — например, если разговор идет о литературе, это Александр Агеев (колонки в интернетовском “Русском журнале”, газетах “Время МН”, “Газета”), Андрей Немзер (сотрудничавший последовательно с такими изданиями, как “Независимая газета”, газеты “Сегодня”, “Время МН”, “Время новостей”), Михаил Золотоносов (еженедельник “Московские новости”), Станислав Рассадин (“Новая газета”) или Лев Аннинский, побывавший колумнистом преизрядного числа периодических изданий.

Во всех этих случаях действует, как мы видим, правило: чтобы стать колумнистом, надо сначала заработать себе имя. Но нет правил без исключений, что показывает опыт Николая Александрова, Линор Горалик, Льва Данилкина, Кати Метелицы, Лизы Новиковой, Михаила Новикова, Льва Пирогова, Галины Юзефович, других авторов нового поколения, чья известность порождена и обеспечена, прежде всего, и исключительно колонками, которые были в их распоряжение предоставлены печатными и электронными средствами массовой информации <…>

Источник: http://magazines.russ.ru/znamia/red/chupr/book/kolumn80.html
Ваше имя:
E-mail:
Комментарий
 

Узнать больше:

Вход для участников:

E-mail:
Пароль:

Инструкции для участников:

Ответственность за все материалы, опубликованные на сайте, несет Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению «Так-Так-Так».

20.02.2017 г. Фонд «Так-Так-Так» внесен в Реестр НКО, выполняющих функцию иностранного агента. Фонд «Так-так-так» (как регистрант сайта sibirp.ru) обязан размещать этот комментарий, исполняя требование существующего законодательства, но заявляет, что считает решение Минюста необоснованным и оспаривает его в суде.

МартДизайн
Сделано в Cтудии МартДизайн
USSN: 5–365–17–08022005
Rambler's Top100
ООО «Институт развития прессы-Сибирь» © 2020
© Фонд Так-так-так
Об использовании материалов
Адрес: 630087, г. Новосибирск, проспект К. Маркса, 30, офис 609.
Почтовый адрес: 630073, г. Новосибирск, а/я 207.
Телефон: (383) 346–50–10
E-mail: sibirp@sibirp.ru